Можно ли вернуть телефон в магазин, если он не понравился

Мы привыкли, что любой товар можно вернуть продавцу в течение 2-х недель, но распространяется ли это правило на телефоны? Рассказываем.

Можно ли вернуть технически сложный товар по закону?

Не будем томить и сразу ответим – нет, и вот почему.

Дело в том, что закон о защите прав потребителей защищает не только покупателя, но и продавца. И если товар практически любой категории можно вернуть при условии сохраненного товарного вида, то это правило не распространяется на технически сложный товар. Такой товар можно вернуть, только если он неисправен.

Есть постановление правительство с перечнем товара, который нельзя вернуть. Вот цитата из него:

  1. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства) 

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 06.02.2002 N 81)

Почему так сложилось?

Правительство пытается сделать равные условия для всех – и для продавцов, и для покупателей. Если в аппарате присутствует какой-то брак, невозможно выявить его причину сразу на месте.

Покупатель мог уронить смартфон в воду, высушить его и попытаться вернуть назад. Внешне он выглядит идеально, но внутри уже запущен процесс коррозии, который разрушает плату.

Поэтому процедура чётко прописана. Исправный товар вернуть нельзя, а неисправный можно только после проведения проверки качества, которая позволит выявить причину дефекта. И если причина дефекта – заводской брак, тогда производится замена или возврат товара.

Почему в одном месте такой товар вернуть всё-таки можно, а в другом нет

Такое себе могут позволить только крупные торговые сети. Они делают хорошую наценку на каждый аппарат, и чтобы поддержать лояльность клиентов, они готовы принять товар обратно и продать его после этого вновь с небольшой уценкой.

Хорошо, если ритейлер при этом сообщает о причине скидки на устройство. Некоторые просто продают товар, от которого отказались прежде, под видом нового.

И тут тоже стоит отметить, что крупные сети принимают товар назад только в идеальном состоянии. С царапинами, трещинами и следами воды вернуть деньги за покупку будет затруднительно. Активированный iPhone также не получится вернуть.

Маленький магазин, чтобы привлечь клиентов, делает небольшую наценку на товар. Например, купил у поставщика за 6500 р. и продает за 6800 р. Поэтому, если товар вернут с явными признаками эксплуатации, ему не из чего будет делать скидку. Если только себе в убыток.

Не требовать, а просить

Если вы купили полностью исправный смартфон или гаджет, который вам не подходит по размеру или цвету, и он по-прежнему сохранил товарный вид, то самое разумное в этой ситуации – не ругаться с магазином, а попробовать вернуть или обменять устройство мирно. Закон, к сожалению, не на вашей стороне.

Для начала стоит позвонить менеджеру на горячую линию магазина и объяснить ситуацию. Если это не входит в его полномочия, попросить контакты того, в чьи полномочия это входит.

Может быть, в магазине всё-таки практикуется процедура замены или возврата для поддержания лояльности в порядке исключения. Затем можно поискать контакты руководства на сайте и попробовать написать или позвонить.

Что еще можно сделать

Если магазин подключен к какому-либо крупному агрегатору, например к Яндекс.Маркету, то можно еще написать отзыв туда, поставив 2 или 3 звезды с подробным описанием проблемы. Это возможно подтолкнет руководство решить вопрос в вашу пользу.

Писать гневный комментарий и ставить сразу 1 звезду – мало смысла.

Магазин может пойти на принцип и написать, что он действует в рамках закона, а неудачная покупка – это ваш недочет.

От такого отзыва магазин не понесет репутационных потерь, продавец и на сайте, вероятнее всего, написал, что не принимает технически сложный товар назад.  Это вы такой нехороший, плохую оценку магазину поставили, а 1 единица – не так страшно, если у магазина полно хороших отзывов.